|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
|
Драма |
02.04.2013 05:21:22 |
|
пьеса в пятнадцати конфликтах
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ГАЛКА, ученица 10-го «В»
ВИТЁК, ученик 10-го «В»
ДИМКА, ученик 7-го «Б»
ТАМАРА, мать Димки
АННА СТЕПАНОВНА, директор школы
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА, завуч
ИРИНА СЕРГЕЕВНА, классный руководитель 10-го «В»
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ, классный руководитель 7-го «Б»
ВИОЛЕТТА, секретарь
СЦЕНА 1
Конфликт 1
Приёмная кабинета директора (одна дверь в кабинет, другая – в коридор). Виолетта и Галка. Виолетта – обычная секретарша, в меру аккуратная, в меру ленивая, в меру педантичная, в меру легкомысленная; всё в меру. Галка – неформалка: чёрная футболка, чёрные джинсы, берцы, фенечки и всё такое. В наушниках слушает музыку (T-Rex, Jeepster), трясёт головой в такт. Кроме музыки Галка ничего не слышит, поэтому музыка гремит на весь зрительный зал – это как бы восприятие окружающего мира с позиции Галки.
Виолетта что-то говорит Галке, но та не слышит (и зритель не слышит, видит только артикуляцию секретарши, музыка забивает голос). Виолетта повторяет сказанное, уже громче, но Галка не слышит. Виолетта встаёт с места и подходит к Галке, сердито выговаривает ей прямо в лицо – Галка смотрит на Виолетту и продолжает трясти головой. Виолетта в ярости, срывает с Галки наушники. Музыка резко обрывается.
ГАЛКА. (возмущённо) Вы что, сдурели?
ВИОЛЕТТА. (захлёбывается от гнева) Шт… Дк… Ят… (наконец её прорывает) Хамка! Ты как разговариваешь?!
ГАЛКА. Я нормально разговариваю, это вы на меня орёте. Отдайте наушники.
ВИОЛЕТТА. Я их сейчас в окно выкину, твои дурацкие наушники!
ГАЛКА. (мрачно) Угу. Только попробуйте.
ВИОЛЕТТА. (с вызовом) А и попробую! Что, думаешь – не попробую?
ГАЛКА. (угрюмо смотрит на Виолетту) Ну, попробуйте.
ВИОЛЕТТА. (оглядывает Галку с ног до головы, снисходительно) Что-то я не поняла, девочка – ты мне угрожаешь, что ли? (встречает тяжёлый Галкин взгляд; помедлив, суёт ей наушники) На, а то ещё заплачешь…
ГАЛКА. Спасибо (надевает наушники).
Снова гремит музыка (T-Rex, Chariot Choogle). Виолетта, которая как раз собиралась что-то сказать, негодующе взмахивает руками и быстро уходит в кабинет директора.
Конфликт 2
Галка слушает музыку. Из кабинета директора выходят Виолетта и Ирина Сергеевна. Увидев свою классную руководительницу, Галка снимает наушники и вешает их на шею, но плеер не выключает, поэтому продолжает слышать свою музыку (на сцене можно оставить её тихим фоном).
ВИОЛЕТТА. Вот, полюбуйтесь! Заткнула уши, и на всё плевать!
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (с профессиональной лаской) Галя, ну в чём дело?
ГАЛКА. А что случилось?
ВИОЛЕТТА. Нет, ну это вообще!.. Понабирают дебилов, а потом мучайся с ними…
ГАЛКА. Я вас не оскорбляла.
ВИОЛЕТТА. Да попробовала бы ты меня оскорбить!
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (резко) Виолетта, спасибо. Мы сами разберёмся.
Виолетта обиженно садится на своё место.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (Галке) Во-первых, выключи музыку. (Галка нехотя подчиняется) Во-вторых, ты почему без мамы?
ГАЛКА. Мама не может, она работает.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. А мама знает, какой вопрос будет решаться в отношении тебя? (Галка молчит) Так-так… а мама вообще знает о педсовете?
ГАЛКА. Я не маленькая, сама могу за себя отвечать.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Галя! Ты даже не представляешь, какая у тебя сложная ситуация…
ГАЛКА. Я вообще не понимаю, в чём проблема.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Вот именно – ты не понимаешь!
ГАЛКА. Учусь я нормально… получше многих…
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. А твоё поведение? Твои отношения с коллективом?
ГАЛКА. Нормальные у меня отношения с коллективом. Я к нему не лезу, пусть и он ко мне не лезет.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (не без патетики) Ох, Галя! Как я устала за тебя бороться!
ГАЛКА. Не надо за меня бороться, сама за себя поборюсь, если что…
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Ладно, жди. Тебя позовут. Не уходи никуда.
ГАЛКА. Не бойтесь, не убегу.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (раздражённо) Мне-то чего бояться? Сама побойся… (уходит)
Галка надевает наушники. Музыка (T-Rex, Main Man).
Конфликт 3
Из коридора входит Игорь Андреевич – молодой (второй-третий год после универа) учитель. Приветливо кивает Виолетте, подходит к Галке. Та, стоя ко всем спиной, его не видит и, конечно, не слышит. Игорь Андреевич щёлкает по Галкиному наушнику. Галка резко оборачивается, готовая дать отпор, но увидев, кто перед ней, неожиданно улыбается и сдвигает наушники на шею.
ГАЛКА. Ой, здравствуйте!
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (слегка передразнивая) Ой, привет! Ты чего тут тусуешься?
ГАЛКА. Да вот, вызвали…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Гм?.. (показывает пальцем на дверь директора)
ГАЛКА. Ну да.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Хм… интересно…
ГАЛКА. А по-моему ничего интересного.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. А по-моему очень интересно.
ГАЛКА. А по-моему нет.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (улыбается) А по-моему да.
ГАЛКА. (улыбается) А по-моему нет.
ВИОЛЕТТА. Игорь Андреевич! Вас, между прочим, ждут!
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (торопливо) Да-да, конечно! Э… кстати, Калинкина моего ещё не было?
ВИОЛЕТТА. Ещё нет.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (смотрит на часы) Где его носит?.. Ладно… (идёт в кабинет; прежде чем войти оборачивается, подмигивает Галке и показывает «но пассаран!»)
Галка кивает в ответ и надевает наушники. Музыка (T-Rex, Explosive Mouth).
Конфликт 4
Входит Витёк. Вразвалочку подходит сзади к Галке и обнимает её поперёк туловища. Галка вырывается, отталкивает Витька, резко сдвигает наушники на шею, стоит, готовая дать отпор.
ВИТЁК. Ну, ты… (наступает на Галку)
ГАЛКА. (отступает) Не подходи!
ВИТЁК. Да будь проще! (продолжает надвигаться на Галку, та, отходя, прижимается к столу секретаря)
ГАЛКА. (Виолетте) Ничего, что ко мне пристают?
ВИОЛЕТТА. (презрительно) Да кто к тебе пристаёт, что ты воображаешь!
ВИТЁК. А она вообще много воображает (подходит к Галке почти вплотную)
ГАЛКА. (хватает со стола секретарши шариковую ручку) Ещё шаг – и в глаз. Я могу. Хочешь проверить?
ВИТЁК. (останавливается) Ты что, дура? Шуток не понимаешь?
ГАЛКА. (замахивается) А ну, отойди!
ВИТЁК. (помедлив, отходит) Да нужна ты мне… кому ты вообще нужна, чучело такое…
ВИОЛЕТТА. (наблюдавшая эту сцену с открытым ртом, приходит в себя) Эй, ты ручку-то отдай! Чего вообще хватаешь чужое, совсем обнаглела…
ГАЛКА. (отдаёт ручку, говорит подчёркнуто вежливо) Большое спасибо (отходит в сторону, становится спиной к стене, наушники не надевает, оставаясь наготове).
Конфликт 5
Входит Димка.
ВИТЁК. (глумливо) Опачки! Калинка!
Димка, заметив Витька, отшатывается и натыкается на свою мать, входящую следом.
ТАМАРА. (толкает Димку в затылок) Иди, иди!
Димка, втянув голову в плечи, проходит. Между Витьком и мамой он как между львом и крокодилом.
ТАМАРА. (Виолетте) Ещё не начинали?
ВИОЛЕТТА. Ещё нет.
Некоторое время все молчат: Виолетта листает журнал; Витёк, ухмыляясь, смотрит на Димку; Димка, опустив голову, исподлобья косится то на Витька, то на маму; Тамара суетливо озирается, не зная, куда себя деть, а Галка наблюдает за всем происходящим из своего угла.
ВИТЁК. (вполголоса) Калинка!.. Цып-цып-цып!.. Слышь, ты!.. (Димка нервно оглядывается на Витька) Потанцуем? Ка-лин-ка, калинка, калинка моя…
Димка хочет обойти мать и встать с другой стороны, но та резко дёргает его за рукав.
ТАМАРА. Чего шарахаешься? Стой, где стоишь!
ВИТЁК. (с нажимом) Калинка!..
Димка смотрит на Витька. Витёк тихо делает несколько движений, отдалённо напоминающих русский народный танец, затем многозначительно показывает пальцем на Димку. Димка снова пытается обойти мать.
ТАМАРА. (хватает сына за шиворот, трясёт; на димкину голову сыплются злые, наотмашь оплеухи) Да что ты тут мельтешишь! Спокойно постоять не можешь? Дрянь такая, всю душу из меня вымотал! Мать одна его тянет, на двух работах вкалывает, чтобы он только учился, а он, скотина… никакой благодарности, только позорит!..
ДИМКА. (пытается закрываться от ударов, просит слабым голосом) Мама, не надо! Не надо, мама, пожалуйста!
Витёк гогочет. Виолетта, приподняв голову, тут же утыкается обратно в журнал. Галка, после секундного колебания, срывается со своего места, подскакивает к Тамаре и, сжав кулаки, кричит ей в самое ухо:
ГАЛКА. Перестаньте!
Тамара от неожиданности выпускает сына и, выпрямившись, тупо смотрит на Галку.
ТАМАРА. Что?
ГАЛКА. Ничего. Мне показалось, извините.
ТАМАРА. Ты кто такая?
ВИТЁК. А это местная дурочка. Сейчас за ней с Шепеткова приедут.
ВИОЛЕТТА. Да вообще распустилась, уже на взрослых орёт. Хоть бы тебя отчислили…
Из коридора входит завуч Маргарита Викторовна. Виолетта встаёт. Завуч по-командирски оглядывает всех присутствующих.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Так, все собрались? Хорошо… (Виолетте, кивая на дверь кабинета директора) А там?
ВИОЛЕТТА. Там тоже все, вас ждут…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Отлично, сейчас и начнём. Зайдите со мной на минутку.
Завуч и Виолетта уходят в кабинет.
Конфликт 6
Галка, Тамара, Димка и Витёк.
ВИТЁК. Так, я первый иду, если что.
ТАМАРА. Почему это вы… ты первый?
ВИТЁК. (небрежно) Да у меня делов-то на пять минут. Это вам там разбираться, то-сё… А мне зайти и выйти.
ТАМАРА. Откуда ты… вы знаете, что всего пять минут?
ВИТЁК. (лениво) Ой, да уже сколько раз… всё одно и то же. Короче, я первый.
ГАЛКА. Я думаю, они сами решат, кого первым вызвать.
ВИТЁК. А ты вообще слишком много думаешь. Поговори мне ещё…
Из кабинета выходит Виолетта.
ВИОЛЕТТА. Так… (находит взглядом Витька) Ты заходи.
Витек с торжествующим видом оглядывает всех – дескать, что я говорил? – и заходит в кабинет. Галка надевает наушники. Музыка (T-Rex, Chromw Sitar).
СЦЕНА 2
Конфликт 7
Кабинет директора. Директор, завуч, оба классных руководителя.
АННА СТЕПАНОВНА. И не забывайте, коллеги: главное – единая позиция!
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. А если мнения разойдутся?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Игорь Андреевич, мы знаем, как вы любите поспорить. Но давайте договоримся: все дебаты – в отсутствие учеников. Мы их выслушаем, потом они подождут в приёмной, а мы примем решение…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Хорошо.
Вразвалочку входит Витёк.
АННА СТЕПАНОВНА. А, старый знакомый…
ВИТЁК. (лыбится) Здрасть…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Перестань паясничать! Встань прямо! Руки вынь из карманов!
Витёк подчиняется.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Ирина Сергеевна, что у вас?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (вздыхает) Да у нас всё то же: катастрофическая неуспеваемость, прогулы, курение…
ВИТЁК. А я в школе не курю!
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Ты помолчи, тебя не спрашивают.
ВИТЁК. Но я реально не курю в школе!
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Ещё бы ты в школе курил! Ты куришь возле школы, сама видела. Притом нагло куришь, даже не пытаешься это скрыть. А мимо ученики младших классов проходят, и всё это видят, пример с тебя берут…
ВИТЁК. Почему сразу с меня? Что, я один курю на улице? Вон сколько мужиков с сигаретами ходят – что, типа с них они не берут пример, а с меня берут?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Они знают, что ты ученик нашей школы, и ты куришь возле школы! И они думают, что, значит, им тоже можно!
ВИТЁК. Да что там они думают, креветки… А я, между прочим, отхожу на положенные пятнадцать метров…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Нет, ну ты посмотри! Наглый как танк, ничем не прошибёшь!
АННА СТЕПАНОВНА. У меня есть предложение. А давайте назначим его командиром санитарной дружины! Сандружина ведь не только за чистотой следит, но и за здоровьем учащихся, в том числе и за тем, чтобы никто не курил. Вот пускай он вместо того, чтобы курить, борется с курением. Парень-то хороший – здоровый, принципиальный, только дурака валяет, ему настоящее дело нужно… тогда он и сам серьёзнее станет, и других подтянет. А?..
«Минута молчания».
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (с восхищением) Гениально! Ну что, Витя, справишься?
ВИТЁК. (ухмыляется) Да попробую…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (озадаченно) Это, конечно, хорошо… только вот нет у нас никакой сандружины.
АННА СТЕПАНОВНА. Как нет? Совсем нет?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Да уж сколько лет. А кому этим заниматься – мне, что ли?
АННА СТЕПАНОВНА. Ну почему сразу вам? У вас и так забот полон рот. А вот пусть он сам и займётся, наберёт толковых ребят, организует работу, а классный руководитель ему поможет. Как, Ирина Сергеевна?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (без энтузиазма) Да, конечно…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Хм. Допустим… но как быть с успеваемостью?
АННА СТЕПАНОВНА. А успеваемость он подтянет.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Да как он подтянет, когда у него по четырём предметам твёрдые «двойки» выходят за полугодие, да и по остальным тоже всё очень зыбко?..
АННА СТЕПАНОВНА. (раздражённо) Так помогите ему! Учителя вы, или кто?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (торопливо) Мы поможем, обязательно поможем!
АННА СТЕПАНОВНА. То-то и оно… Потерять человека легко, а вы поборитесь за него, на то вы и поставлены… Ну что, всё с ним?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Можно мне сказать? (все с явным неудовольствием поворачиваются к нему, но никто не возражает) Сандружина – это, конечно, хорошо… а «двойки» и курение – это, конечно, плохо… Только вот это не самое плохое, к сожалению…
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (с вызовом) А что ещё?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. То, что Виктор имеет обыкновение решать свои финансовые проблемы за счёт других, причём делает это методом грубого вымогательства. Не так давно я сам пресёк одну такую попытку, когда он требовал деньги у шестиклассника…
ВИТЁК. (с наездом) Не требовал я от него денег! Он же вам сам сказал, что мы просто разговаривали…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Да, он так сказал. Потому что боялся тебя. Попробовал бы он сказать иначе. Только я лично видел, как ты шарил у него по карманам…
АННА СТЕПАНОВНА. (испуганно) Да вы что, Игорь Андреевич! Это же уголовщина!
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Конечно, уголовщина.
АННА СТЕПАНОВНА. (категорично) У нас в школе уголовщины нет и быть не может!
ВИТЁК. Да не шарил я у него по карманам! Хотите – давайте, позовём его сейчас сюда и спросим!
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (жёстко) Так. Жалобы были? Не было? Значит, нечего и обсуждать. Вот когда появятся заявления, тогда и будем… разбираться. (Витьку) Всё, свободен.
Витёк уходит.
Конфликт 8
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (Игорю Андреевичу) Вы, кажется, обещали не устраивать дискуссии в присутствии учеников…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Извините, я и не устраивал дискуссии. Я всего лишь дополнил картину. А вы вот обещали, что мы каждый случай будем обсуждать и принимать коллегиальное решение…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Я… имела в виду сложные случаи, а этот случай простой.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Вот тут я с вами полностью согласен: случай действительно простой. Отчислять надо немедленно, неужели не ясно?..
АННА СТЕПАНОВНА. Игорь Андреевич, вы ещё так молоды! Вам бы больше присматриваться, прислушиваться, опыта набираться, а не… шашкой махать (показывает, как Игорь Андреевич машет шашкой).
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Не надо его уговаривать. Игорь Андреевич, я хочу напомнить вам формат малого педсовета: директор, завуч и классный руководитель вызванного ученика. В данном случае это Анна Степановна, я и Ирина Сергеевна. А вы будете вносить свои предложения, когда здесь будет стоять ваш ученик – кстати, пригласите-ка его…
Игорь Андреевич молча поднимается и выходит. Музыка.
Конфликт 9
Игорь Андреевич возвращается с Димкой и Тамарой.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (указывает Тамаре на свободный стул) Вы присаживайтесь… (Димке) А ты постой.
Тамара садится на край стула, очень напряжена. Игорь Андреевич занимает своё место.
АННА СТЕПАНОВНА. Игорь Андреевич, слушаем вас.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Дима Калинкин. Два месяца не посещает занятия. Мне бы хотелось…
АННА СТЕПАНОВНА. (перебивает) Как, совсем не посещает?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Абсолютно. Я бы хотел…
АННА СТЕПАНОВНА. (не слушает Игоря Андреевича) Ты что, орёл? Совесть у тебя есть? А?
ТАМАРА. Да нет у него никакой совести! Скотина! Я когда узнала, у меня чуть инфаркт не случился! Я одна его тяну, на двух работах вкалываю, а он, дрянь такая… (вскакивает с места, хватает Димку за волосы, устраивает ему выволочку с оплеухами)
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Что вы делаете?! Прекратите немедленно! (быстро подходит, с трудом отдирает Димку от Тамары)
Тамара опускается на стул, часто и со стонами дышит, держась за сердце. Игорь Андреевич приносит ей воды. Тамара пьёт, отдаёт стакан Игорю Андреевичу и снова порывается вскочить и наброситься на Димку.
ТАМАРА. Сволочь, всю душу из меня вымотал!
Игорь Андреевич вовремя перехватывает Тамару за плечи, усаживает обратно на стул. Тамара вцепляется Игорю Андреевичу в рукава и рыдает, уткнувшись ему в грудь. Игорь Андреевич после секундного замешательства мягко, но настойчиво освобождается от объятий Тамары, однако на своё место уже не идёт, оставаясь на всякий случай рядом с Димкой.
АННА СТЕПАНОВНА. Вот видишь, до чего ты довёл свою мать, орёл… Ну, что молчишь?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Можно, всё-таки я скажу? Так вот. На самом деле Дима никогда раньше не был прогульщиком, и учился неплохо. И вдруг – два месяца не ходит в школу. Почему? Что такое здесь, у нас в школе, случилось, отчего ребёнок перестал сюда ходить?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Я тоже хочу спросить: почему? Почему, Игорь Андреевич, ваш ученик два месяца не появлялся на занятиях, а вы даже не поинтересовались, где он и что с ним?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Это не совсем так. Я несколько раз звонил Диме – он говорил, что болеет…
ТАМАРА. Врал, скотина! Вам врал, что болеет, а мне врал, что ходит в школу! А я на двух работах, одна его тяну, когда мне ещё проверять? (вскакивает) Ты всю жизнь мою угробил, гадёныш!
Тамара снова хочет наброситься на Димку, но Игорь Андреевич вовремя прикрывает мальчика собой. Тамара рыдает у учителя на плече.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (мягко, но настойчиво усаживает Тамару на стул) Сядьте, успокойтесь… (Маргарите Викторовне) Согласен, я должен был более оперативно отреагировать, на будущее мне урок… но сейчас не это главное. Сейчас главное – выяснить причину, по которой ребёнок не хочет ходить в школу, и эту причину устранить. Потому что сегодня он, а завтра – другой…
АННА СТЕПАНОВНА. Что вы всё с больной головы на здоровую перекладываете? У нас в школе всё нормально! А вы распустили учеников…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Мы обсудим работу Игоря Андреевича на ближайшем большом педсовете. А пока нам надо решить, что делать с Калинкиным.
ТАМАРА. (скулит) Выгонят тебя, скотина, ой выгонят… (подскакивает) Убью подонка!
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (повышает голос) Послушайте, как вас!..
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (подсказывает) Тамара Ивановна.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Тамара Ивановна! Успокойтесь, вашего сына мы не выгоним, хотя дисциплинарное взыскание наложим… И вообще… вы, наверное, можете быть свободны, мы с Дмитрием сами разберёмся.
ТАМАРА. Да? Мне можно идти?
АННА СТЕПАНОВНА. Да, поезжайте, мамочка, на свои две работы. Не выгоним, только пропесочим хорошенько.
ТАМАРА. Ой, пропесочьте, пожалуйста! Хорошенько пропесочьте! А я вечером дома ещё добавлю, уж будьте уверены! У! (грозит Димке кулаком) Устрою я тебе сегодня детский крик на лужайке!.. Так мне можно идти?..
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (морщится) Идите, вам же сказали…
ТАМАРА. Ага. Ну, я пошла?
АННА СТЕПАНОВНА. До свидания.
ТАМАРА. Ага… (стоит, вертит головой, мнёт в руках носовой платок)
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (мягко, но настойчиво) Тамара Ивановна…
ТАМАРА. (очнувшись) А? Да, до свидания… (быстро выходит, даже не взглянув на сына)
Конфликт 10
АННА СТЕПАНОВНА. Ну что, орёл? Расскажи нам, где ты был эти два месяца, пока в школу не ходил, что нового, полезного для себя узнал?
Димка, опустив голову, тихо бормочет себе под нос.
АННА СТЕПАНОВНА. (прикладывает ладонь к уху) Ась?.. Ты кому говоришь, нам или своим ботинкам? На меня смотри! (Димка поднимает голову) Ну, отвечай чётко и ясно: почему в школу не ходил, где шарахался?
ДИМКА. Я… это… больше не буду…
АННА СТЕПАНОВНА. Что ты не будешь больше – в школу ходить? (смеётся собственной шутке, Ирина Сергеевна подхватывает)
ДИМКА. Да…
АННА СТЕПАНОВНА. Что «да»? В школу ходить не будешь?
ДИМКА. (твёрже) Да.
АННА СТЕПАНОВНА. Ты… сам понимаешь, что городишь? Я тебя спрашиваю: ты что, в школу не будешь ходить?
ДИМКА. (взрывается) Да, да, да! Я больше не буду ходить в вашу школу!
Димка бросается к выходу, Игорь Андреевич его перехватывает, но Димка вырывается и убегает.
Конфликт 11
Игорь Андреевич собирается выбежать за Димкой, но его останавливает резкий оклик Маргариты Викторовны.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Игорь Андреевич! Вы куда?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Как куда? Вы видите, в каком он состоянии? Догнать надо… (хочет выйти)
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Игорь Андреевич, педсовет ещё не окончен. Останьтесь.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Так с ребёнком может что-нибудь случиться…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Ничего с ним не случится… Да сядьте, всё равно уже не догоните.
Игорь Андреевич садится на своё место.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Нам надо принять решение по этому вашему…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Калинкину.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Да, Калинкину. Видите ли, в дальнейшем этот молодой человек может доставить нам серьёзные проблемы…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Не совсем вас понимаю. Пока что серьёзные проблемы у него. И надо выяснить причину…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Да что там выяснять! Вы что, его мать не видели? Истеричка, которая отыгрывается на сыне за свои житейские неурядицы – вот вам причина. Потому и мальчик нервный такой. У них там в очередной раз что-то случилось, он и сорвался, в загул ушёл…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Так может, как-то с мамой поработать?..
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Господи! Как вы с ней поработаете? Ей психотерапевт нужен… да и ребёнку тоже – вы что, психотерапевт? Давайте будем трезво оценивать свои возможности.
АННА СТЕПАНОВНА. Или вы хотите лично её утешить?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (хихикает) Она бы не отказалась!
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (скрывает улыбку) Ладно, пошутили – и будет. Вопрос на самом деле серьёзный. Потому что пока ему 12 лет, он только истерики закатывает и уроки прогуливает, а когда ему стукнет 15, он совсем по-другому будет себя вести… от такого психа всего можно ожидать…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (едко) И что вы предлагаете?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (не замечает или делает вид, что не замечает сарказма) Вы говорили, учится он неплохо?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Да, даже без «троек». И уверен, что быстро наверстает пропущенное.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (озабоченно) Так… знаете что? Вы… поговорите с ним… если ему уж так плохо в нашей школе – тогда, может, перевод?.. Табель и характеристики у него будут хорошие, пусть не беспокоится… Кстати, он вообще по нашему району прописан?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (в упор глядит на завуча) По нашему.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Да что вы на меня волком смотрите, дорогой Игорь Андреевич! Попомните моё слово, ещё сами мне спасибо скажете! Потому что больше всех с ним намучитесь именно вы! Уж поверьте моему опыту… В общем, подумайте… Всё, можете идти.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. А что, педсовет окончен?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Для вас – да. Там осталась ещё одна ученица, но она ведь не из вашего класса, так что можете быть свободны.
Игорь Андреевич остаётся на месте.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Игорь Андреевич?..
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Да, конечно… (нехотя поднимается, но не уходит, стоит возле стола)
АННА СТЕПАНОВНА. Игорь Андреевич, что с вами? Переутомились, что ли?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Может, что-то ещё сказать хотите?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Да, хочу. По поводу Гали.
АННА СТЕПАНОВНА. Какой ещё Гали?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. А это моя – та самая, которая дожидается…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Да. Я тоже веду в их классе, поэтому имею некоторое представление… совершенно не понимаю, почему она здесь…
АННА СТЕПАНОВНА. Друг мой, вы что, решили в адвокаты податься?
МАРИНА ВИКТОРОВНА. Игорь Андреевич, занимайтесь своим классом, не пытайтесь объять необъятное.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Почему же необъятное? Вполне объятное. Насколько мне известно, они очень хорошо дружат…
МАРИНА ВИКТОРОВНА. (многозначительно) Тааак…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Уважаемая Ирина Сергеевна, а нельзя ли подробнее о том, что вам известно?
ИРИНА ВИКТОРОВНА. Вы ещё спрашиваете? Каждую перемену стоите с ней в коридоре на виду у всей школы и мило беседуете!
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Во-первых, далеко не каждую; во-вторых, отчего бы не поговорить, если есть о чём…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. А о чём, если не секрет?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Да о той же музыке хотя бы. Не понимаю, что тут криминального.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Игорь Андреевич! Даже если у вас с этой… Галей ничего криминального нет, всё ж вы могли бы быть… поосторожнее. Вы же знаете, какое сейчас повышенное внимание в обществе к этой проблеме…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Это к какой такой «этой»?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Перестаньте ёрничать, вы прекрасно понимаете, о чём я. К этой самой проблеме.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Ах, к этой самой! Общество может спать спокойно, с моей стороны у него этой самой проблемы не будет.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Ой, не зарекайтесь, Игорь Андреевич! Я за 20 лет работы в школе разные случаи видела…
АННА СТЕПАНОВНА. (испуганно машет руками) Маргарита Викторовна, бог с вами, о чём вы говорите! В нашей школе такого быть не может!
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Конечно, не может. Потому что мы этого не допустим. А Игорь Андреевич как взрослый человек должен понимать, что даже если ничего не будет… доказано, всё равно его репутация может пострадать всерьёз и надолго – молва, знаете ли, она такая…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Угу. Спасибо за заботу о моей репутации (направляется на выход).
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (ему вслед) Кстати, пригласите заодно девушку сюда!
Игорь Андреевич уходит.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Ишь ты, за свою репутацию обиделся… а мне вот за репутацию школы обидно…
Коллеги понимающе кивают.
Конфликт 12
Входит Галка.
ГАЛКА. Здравствуйте.
АННА СТЕПАНОВНА. Что-то я не поняла: это ученица зашла, или артистка из какого-то балагана?
Галка молчит.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Галя, почему не отвечаешь, когда тебя спрашивают?
ГАЛКА. Я на… бессмысленные вопросы не отвечаю.
АННА СТЕПАНОВНА. (ошарашена) Нет, ну вы посмотрите, а!..
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Галя, ты с ума сошла? Ты с кем разговариваешь? Директор школы задаёт тебе вопрос, а ты заявляешь, что он бессмысленный!
ГАЛКА. Извините, а какой в нём смысл? По-моему очевидно, что зашла ученица…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. А вот это как раз совсем не очевидно – ни по твоему внешнему виду, ни по поведению! (Ирине Сергеевне) И что, она всегда так?
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. К сожалению, да. Каждый день конфликты, со всем классом перессорилась, что ей ни скажи – всё в штыки… да ещё этот эпатаж в одежде…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Тогда понятно, почему вы попросили вызвать её на педсовет.
ГАЛКА. Вы?!..
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (смущена, но держит лицо) Да, я. А что мне оставалось делать, Галя?
ГАЛКА. Но мне вы говорили совсем не так. Вы говорили, что меня вызывают, а вы будете за меня бороться…
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Ты не совсем верно меня поняла. Я попросила вызвать тебя на педсовет, чтобы нам тут вместе побороться за тебя. Пойми, мы хотим тебе помочь…
Галка молчит.
АННА СТЕПАНОВНА. Милая моя, ну не дуйся, мы же тебе добра желаем…
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Слышишь, что тебе Анна Степановна говорит? (дрогнувшим голосом) И это при всём при том, что ты уже успела ей нагрубить… (смахивает набежавшую слезу)
Галка молчит.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Похоже, барышня решила тут разыграть оскорблённое самолюбие. Дорогуша, если хочешь, чтобы тебя уважали, научись сперва сама себя уважать.
ГАЛКА. Я себя уважаю.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Нет, ты себя не уважаешь. Посмотри, как ты одеваешься! Знаешь народную мудрость, что встречают по одёжке? А ты ходишь как всеобщее посмешище, все на тебя пальцем показывают…
ГАЛКА. Я имею право быть такой, какая есть, и одеваться так, как хочу.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (ласково) Да конечно имеешь, кто спорит… Только подумай о будущем. Пока ты ребёнок, ты можешь себе позволить быть такой… допустим, это у тебя игра такая… Но нельзя же играть до старости! Очень скоро тебе надо будет начинать взрослую жизнь, где-то работать… кстати, ты ещё не думала, чем будешь заниматься?
ГАЛКА. Почему не думала? Я давно уже решила.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (проникновенно) И чем же?..
ГАЛКА. Я буду учителем.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Ты? (гомерически хохочет) Ты? Очень интересно! Представляю, каким ты будешь учителем!
ГАЛКА. Честным.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. А мы, значит, нечестные?
ГАЛКА. Я вам не верю.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Нет, ну вы посмотрите на неё!..
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (Ирине Сергеевне) Довольно. (Галке) Хочешь – верь, хочешь – не верь, но чтобы стать учителем, надо сперва поступить в институт. А чтобы поступить в институт, надо окончить школу. А у меня вот большие сомнения, что ты её окончишь. По крайней мере, нашу школу.
ГАЛКА. Ваша школа не единственная в городе.
АННА СТЕПАНОВНА. Но наша – самая лучшая! У нас даже диплом от губернатора за высокое качество образования и воспитательной работы!
ГАЛКА. Поздравляю.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (хлопает ладонями по столу, срывается на визг) Перестань издеваться, слышишь?!
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (Ирине Сергеевне) Успокойтесь. Она специально провоцирует, разве не видите? (Галке) Как говорится, насильно мил не будешь. Мы с удовольствием тебя отпустим. Завтра принесёшь заявление от родителей и заберёшь документы. Всё, свободна.
Галка надевает наушники (музыка, T-Rex, Buick McKane) и выходит. Когда за ней закрывается дверь, музыка стихает.
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (Ирине Сергеевне) По этой красавице – подготовьте с Виолеттой всё, что нужно. А по тому герою… (с неудовольствием косится на Анну Степановну) подождём до конца полугодия, а там посмотрим…
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. Хорошо. Можно идти?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Да, конечно.
Ирина Сергеевна уходит.
Конфликт 13
АННА СТЕПАНОВНА. (с облегчением откидывается на спинку стула) Наконец-то это кончилось. Не представляешь, как я устала…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Да, сегодня трудный контингент был…
АННА СТЕПАНОВНА. (вяло машет рукой) Не только сегодня… я вообще перестала их всех понимать. Раньше они как-то попроще были, пооткрытее… Теперь каждый сам в себе, не знаешь, как подступиться. А уж когда их 600 человек, так попробуй со всеми управиться… Ладно уж, доработаю этот год, а потом передам тебе дела…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Почему именно мне? Может, меня ещё не утвердят…
АННА СТЕПАНОВНА. Не скромничай. Ты давно на виду, о тебе сама Лариса Петровна очень высокого мнения. Да и кому как не тебе? Школу нашу знаешь от и до, сама же в ней такой порядок навела, что другие завидуют, везде нас в пример ставят…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. Ну, это не только моя заслуга, а всего коллектива… (звонит мобильный) Извините… (берёт трубку, нежно) Да, зайка… Что?!.. Кто?.. Как?.. Ты сейчас где, дома уже?.. Как себя чувствуешь?.. Хорошо. Никуда не ходи, а лучше приляг. Я скоро приеду.
АННА СТЕПАНОВНА. Что случилось?
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (быстро собирается) Дочке моей в колледже нос разбили дверью. Какой-то балбес выбегал из класса, а она как раз войти хотела… Надеюсь, без сотрясения обошлось… Ну, я им этого так не оставлю, я такую волну подниму, век помнить будут! Дерут сумасшедшие деньги, я почти половину зарплаты отдаю за обучение, а они элементарный порядок навести не могут! (направляется на выход)
АННА СТЕПАНОВНА. Рита, погоди! Слушай, ну зачем ты дочку в этом колледже держишь, да ещё за такие деньги? Забирай её к нам! У нас же отличная школа! А? Подумай…
Маргарита Викторовна секунду-другую с ненавистью смотрит на Анну Степановну, затем быстро выходит.
СЦЕНА 3
Конфликт 14
Приёмная. Виолетта скучает в одиночестве. Входит Игорь Андреевич, в руках лист бумаги.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (отдаёт лист секретарше) Передайте Анне Степановне, пожалуйста.
ВИОЛЕТТА. (смотрит на лист) Ой, как жалко! А что это вы так? Довели детки?..
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Без комментариев.
ВИОЛЕТТА. (обиженно) Ой, да подумаешь!..
Из кабинета директора выходит Галка.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Ну, что?
ГАЛКА. Да ничего. Завтра принесу заявление от мамы…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Так. И куда?
ГАЛКА. Ещё не знаю.
Из кабинета директора выходит Ирина Сергеевна.
ИРИНА СЕРГЕЕВНА. (мимоходом) Ну вот, опять. И он ещё говорит, что у них ничего такого нет… (уходит)
ВИОЛЕТТА. (с восторгом) Ах, вот оно что! (вскакивает) Ирина Сергеевна, миленькая! Подождите минуточку! (убегает следом)
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. А я вот тоже заявление принёс.
ГАЛКА. Вы?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Ну да.
ГАЛКА. А вы куда?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Тоже ещё не знаю. Но точно не в школу. Хватит, наелся.
ГАЛКА. Понятно. Сливаетесь, значит.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Кто, я?
ГАЛКА. Ну не я же. Жаль. Я-то думала…
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Что?
ГАЛКА. Да ладно…
Конфликт 15
Из коридора доносится окрик Витька: «Калинка, стоять! Кому говорю, стоять!» - и в приёмную вбегает красный, в слезах, Димка. Почти сразу за ним вваливается Витёк. Не обращая никакого внимания на Игоря Сергеевича и на Галку, подходит к Димке, хватает его за шиворот.
ВИТЁК. Ну ты чего рыпаешься? Я ж говорил, что всё равно поймаю.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Так. (решительно подходит к Витьку) Руки убери от него.
ВИТЁК. (нагло) Чего?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. (полутолчок- полуудар Витьку в плечо) Два раза повторять не буду. Ну!
ВИТЁК. (отпускает Димку) Вы чё это, а? А если я пацанам на районе скажу?
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Говори кому хочешь. Только тебе ещё дойти до них надо, а я могу сделать так, что не дойдёшь. Не веришь?
Быстро выходит из кабинета директора Маргарита Викторовна.
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. А, очень кстати! Маргарита Викторовна, я выяснил причину, по которой Калинкин не ходил в школу…
МАРГАРИТА ВИКТОРОВНА. (отмахивается) Не сейчас! Потом… завтра… (быстро уходит)
ВИТЁК. Гы-гы. Ладно, некогда мне. (многозначительно) Пообщаемся ещё… (уходит)
ИГОРЬ АНДРЕЕВИЧ. Подонок. (Димке) Не уходи, я сейчас… (Галке) Побудь с ним, если можешь.
Игорь Андреевич направляется к кабинету директора, но на полпути резко разворачивается, подходит к столу секретаря, забирает своё заявление, рвёт его, убирает клочки в карман. Уходит в кабинет.
ГАЛКА. (подходит к Димке) Ты что, в школу не ходил?
Димка кивает. Его знобит.
ГАЛКА. А почему?
Димка молчит.
ГАЛКА. Тебя… этот доставал?
Димка молчит.
ГАЛКА. А что Андреичу не сказал? Боялся?
Димка пожимает плечами.
ГАЛКА. Ты не бойся. Андреич тебя не сдаст. Он классный.
Димка ёжится, его всё ещё знобит.
ГАЛКА. Хочешь музыку послушать? У меня классная музыка. Реально помогает. Я когда её слушаю, ничего не боюсь.
Димка кивает. Галка надевает ему наушники, включает плеер.
Музыка (T-Rex, Children Of The Revolution)
ЗАНАВЕС
9-21 марта 2013
Владивосток
|
1 1084
|
|
Хорошая пьеса.
Только впечатление, что неоконченная. С одной стороны все ясно, с другой выглядит как завязка без продолжения.
|
|
1
03.04.2013 02:12:51
|
да нет, всё нормально с концом :о) та ситуация, о которой речь, полностью исчерпана
другое дело, что в конце заложено начало новой ситуации
потому и открытый финал получается, но это даже добавляет крутизны :о)))
|
|
|
|
|
|