Этикет видоизменяется, как видоизменяется культура и наш мир. То, что когда-то считалось нормой приличного поведения, теперь считается устаревшим, и то, что когда-то осуждалось, теперь считается нормой. Вообще, три кита, на которых стоит этикет – это скромность, уважение и забота об окружающих тебя людях. В принципе, это все, что должен знать умный человек. Что такое скромность, и что значит заботиться об окружающих?
Представьте, что вы взяли сегодня билеты в оперу. Чудеснейшая музыка, но слышали вы ее только по телевизору, на канале Культура. И вот решили сходить, наконец, вживую послушать любимое произведение. Но проблема в том, что вы никогда на таких мероприятиях не бывали, а мама с папой как-то не объяснили вам про этикет. В этом случае у нас есть два варианта развития событий. Первый вариант – вы знаете базу (скромность, уважение и забота об окружающих), второй вариант - не знаете ее вовсе. Итак, на практическом эксперименте, но, в сущности, чисто гипотетическом, давайте посмотрим, как будут развиваться события.
Вариант первый – ты абсолютный ноль.
Итак, ты купил билет, заказал по Интернету. Вот у тебя билет на руках, вечером это произойдет! Утром ты как обычно собираешься на работу, одел что-то невнятное, так как ты системный администратор и, в принципе, начальнику наплевать, как ты одет. Допустим, одел ты старые джинсы с дырой на коленке и растянутый свитер. Побежал на работу. Отработал. Как всегда, у кого-то в офисе в очередной раз завис компьютер. Задержался, опоздал в оперу. Как водится, впопыхах забежал в театр, перемахивая через ступеньку по лестнице, добрался до зала, ворвался посреди увертюры. А место у тебя в самом центре партера, ты же постарался купить хороший билет! И вот полез, распихивая и расталкивая зрителей, то локтями, то коленками, то задом к сцене, то задом к сидящим, прерывающимся голосом выкрикивая извинения. Уселся, все-таки. А с собой же еще сумка огромная, надо ее уложить как-то. Зашуршал, положил на колени – не удобно, нагнулся, заскрипел креслом, на пол поставил. Вроде, сел. А ведь еще пообедать не успел, живот скрутило, начал ерзать, чтобы хоть как-то поудобнее сесть. На сцене в это время прекрасная ария, которую ты так любишь, и от прилива чувств ты произносишь на весь зал: «Круто!». У певца в этот момент дергается бровь, а впередисидящие нервно оборачиваются, окидывая тебя презрительными взглядами. Кто-то сзади шепнул: «Молодой человек!». Вдруг через какое-то время у тебя звонит мобильный, на котором ну такая дурацкая мелодия, что ты тут же судорожно начинаешь шуршать сумкой, выискивая телефон и плохими словами вспоминая того злодея, который додумался позвонить в такой момент! Отключил. Слава богу! Где-то сбоку слышится недовольный шепот: «Мобильник выключать надо». Проёрзав все представление, ты съезжаешь по спинке кресла и устраиваешься в глубине его, ткнув при этом широко расставленными коленками кресло впереди и даму справа. Серия возмущенных взглядов и шепота тебя уже не трогает, и ты досматриваешь в таком положении оперу до антракта. И вот, наконец, когда весь зал аплодирует, ты хлопаешь два раза и быстренько, растолкав соседей, вываливаешься в проход. Впереди ждет буфет! Прибежал в буфет, а там уже очередь из таких же «знатоков» как ты, отстоял очередь и уже к третьему звонку добрался до кассы, купил бутерброд, спешно затолкал его в рот и бегом в зал! Снова пробираешься к своему месту, соседи уже не удивляются. Дожевывая бутерброд, невнятно бормочешь извинения. Надо ли представлять, что будет дальше?
Что можно представить? Что подумаешь ты в такой ситуации? Только «я больше в оперу не пойду, там все возмущаются и очереди в буфет». Лучше смотреть по телевизору.
А как же ты поведешь себя в нашем втором варианте? Представим, что ты человек скромный, уважающий других людей. Так тебя мама воспитала, но вот о правилах этикета она тебе рассказать забыла.
Для начала, уже с самого утра ты подумаешь о том, что вечером тебе в оперу и надо бы одеть что-то приличное, пускай это будет не костюм и не смокинг, но так как ты уважаешь труд певцов, музыкантов и остальных людей вокруг, ты постараешься одеть самое приличное, что у тебя есть. Допустим, ты, все-таки, опоздал и пришел после третьего звонка. Что ты сделаешь? Как скромному человеку, тебе будет просто неловко пробираться на свое место в самом центре партера, поэтому ты либо постоишь в проходе до антракта (это если ты совсем скромный человек), либо сядешь на свободное крайнее место, либо спросишь у капельдинера, как тебе поступить, и она (а это всегда женщина), скорее всего отправит тебя на балкон, где ты сможешь найти себе свободное, опять же, крайнее место. С местами разобрались. Допустим, тебе повезло, и ты сидишь в партере у прохода. Мобильный ты отключил еще в фойе и теперь, уважая людей, сидящих вокруг, ты стараешься не ерзать, а сидеть в одном положении, так как стоит тебе развернуться по-другому, позади сидящий человек вместо сцены увидит твой затылок, и ему придется менять положение! Ты обо всем этом думаешь и стараешься не двигаться, свободно откинувшись на спинку кресла. На сцене прекрасная певица исполняет арию Леля, и ты в таком восторге, что едва сдерживаешься, но, все-таки, стараешься молчать, так как не хочешь мешать другим людям своими радостными возгласами. Пришло время антракта, ты спокойно выходишь из зала, не спеша и даже немного стесняясь, проходишь в буфет. Ну не есть же ты сюда пришёл! Твоя скромность не позволяет купить бутерброд, кроме того, тебе придется его долго есть, а до конца антракта ты вряд ли успеешь. Поэтому ты предусмотрительно покупаешь бутылочку воды, отпиваешь немного, звучит второй звонок, и ты спокойно проходишь в зал на свое оплаченное место. Ведь теперь, когда людей еще в зале мало, можно аккуратно, никого не беспокоя, пройти на свое место. Добавим, что, кроме того, что ты человек очень скромный, ты еще и наблюдательный, и пока смотрел любимую оперу по телевизору, заметил, что после прекрасно исполненной арии в зрительном зале звучат аплодисменты. Ты намотал это на ус и теперь, прослушав чудеснейшее исполнение, с удовольствием похлопал вместе с остальными зрителями. Прекрасно и удивительно для тебя прошел этот поход в оперу, в финале ты долго аплодировал, кто-то крикнул «Браво!», ты постеснялся, занавес закрылся, и ты опять же, не спеша, направился к гардеробу.
Итак, что же выходит? Выходит, что для того, чтобы выглядеть прилично в театре, в опере или на балете, нужно всего лишь знать три вещи: скромность, уважение и забота об окружающих.
Но у нас есть еще один вариант, когда ты не то что никогда на концерте не был, ты даже по телевизору ничего подобного не видел! И вот тебе приспичило сходить, к примеру, на джазовый концерт. Здесь твоя скромность тебе также поможет, но придется понаблюдать и за другими людьми. Большинство из них – так называемые знатоки. Они давно и часто посещают такие мероприятия и знают все основные правила этикета. Придя на концерт джазовой музыки, ты заметишь, что в какой-то момент фронтмен может начать объявлять каждого из музыкантов по отдельности, прямо во время игры! И в этот момент каждый из этих музыкантов поочередно играет соло. Так вот ты сможешь заметить, что знатоки после каждого соло аплодируют, кто-то может даже посвистеть. Это знак того, что публике понравилось конкретное выступление конкретного музыканта в группе или оркестре. Так что, если понравилось соло, можешь с удовольствием похлопать.
Другое дело, если тебе приспичит пойти на концерт классической музыки, будь то камерный оркестр или сольный исполнитель, не важно. Для начала внимательно послушай, из скольких частей состоит произведение. Если из одной, то можешь расслабиться и поаплодировать по окончании. А вот если от двух и больше, тут уже нужно быть внимательным и желательно уметь считать. Посмотри на знатоков: как они внимательно слушают. Вот музыкант или оркестр закончили играть первую часть. В зале тишина. После первой части никто не аплодирует. И после второй тоже! Дело в том, что музыкантам нужно настроиться перед тем, как играть следующую часть, ведь они составляют единое произведение, и знатоки правильно делают, что не мешают музыкантам. Только в конце произведения, после исполнения последней части, можно смело аплодировать.
Это основные правила этикета, они помогут обычному человеку в обычной жизни, но вот если вы собираетесь на премьеру в Лондоне по приглашению королевы, тут уж без более подробного разбора не обойтись.
Для начала следует одеться не в самое приличное, что у вас есть, а пойти купить самое красивое, что будет в магазине! Для мужчин – это смокинг или, если магазин в бедном районе, костюм. Для женщин – шикарное вечернее платье. Естественно, дамам желательно подумать о прическе и макияже. Мужчинам краситься не обязательно, но побриться стоит, королеву вряд ли обрадует ваша трёхдневная щетина. Кстати, нет речи о том, чтобы две женщины пошли в театр, балет или оперу, или женщина пошла туда одна. Дамы ходят только в сопровождении кавалеров.
В фойе театра мужчина должен ухаживать за женщиной: помочь снять пальто, сдать одежду в гардероб, спрятать номерки к себе. Далее они оба должны проверить свой внешний вид, так как в зале прихорашиваться не принято. Если в фойе встретятся знакомые, к примеру, принц Чарльз, то следует поприветствовать его кивком головы. Если есть желание перекинуться парой словечек, можно подойти, поздороваться, спросить о делах. Если заболтаетесь, следует представить принцу свою даму. Затем вы направляетесь в зал. При входе мужчина показывает билеты капельдинеру и проходит на места, за ним следует дама. Если вы встретите принца Чарльза только в зале, лучше просто кивнуть, подойти можно будет в антракте. Есть несколько правил по рассадке мужчин и женщин в зале. Если пришли две пары, то мужчины садятся по краям, а две женщины посередине. Самое странное здесь, что муж и жена не должны сидеть вместе. Видимо, объясняется это тем, что жена может посреди волнительного момента начать «пилить» мужа за неделями не выбрасываемый мусор… Если же пришло много человек, то мужчина садится первым, за ним садятся женщина, мужчина, женщина и так далее. И последним садится мужчина. Это нужно для того, чтобы женщины не сидели рядом с незнакомыми мужчинами.
Дамы, если ваш кавалер купил вам программку, не стоит обмахиваться ею как веером, это не прилично. Если вам очень жарко, лучше уж одолжить веер у королевы!
В буфете особо объедаться не стоит, вспомните рассказ Зощенко «Аристократка»:
- Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я
заплачу.
- Мерси, - говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет.
Съела она с кремом, цоп другое.
Я говорю:
- Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
- Нет.
И берет третье…
Приличные дамы так себя в театре не ведут. Конечно, кавалер вправе предложить вам что-нибудь из меню, но лучше будет скромно отказаться.
И напоследок:
- Что вы слушали вчера в опере?
- О, много интересного. Кравченко передвинули в министерство, Юлька Полякова подстриглась, а Гошка Струве четвертый раз женился.
|