|
ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
|
Сонет/ Венок сонетов |
15.06.2018 15:23:55 |
|
«Многоуважаемый Максимилиан Александрович, Н. С. Ангарский передал мне Ваше приглашение в Коктебель. Крайне признателен Вам. Не откажите черкнуть мне, могу ли я с женой у Вас на даче получить отдельную комнату в июле - августе? Очень приятно было бы навестить Вас. Примите привет».
«Солнце порою жжет дико, ходит на берег волна с белыми венцами, и тело отходит, голова немного пьянеет после душных ущелий Москвы... Купание в Коктебеле первоклассное. На раскаленном песке в теле рассасывается городская гниль».
М. Булгаков.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
(«Гражданская война», 1919)
Максимилиан Волошин
«Жемчужина небесной тишины»
Моей маме
***
Жемчужина, венчающая Понт,
отдушина Серебряному веку,
принесшему Земле сверхчеловека,
где умер Бог и мир ожесточён.
Громада волн и огненного рока,
водоворот, затягивавший зло,
чертоги Понта – божие крыло,
не позволявшее уйти до срока,
нагая плоть у Бога под рукой,
могильник славы и любви мирской,
псише у входа Страшного суда,
зрачок на мутном океане глаза,
он тот, чем наша Родина горда,
он вашим именам обязан.
I
Жемчужина, венчающая Понт,
ультрамариновых холмов гурьба,
у Кара-Дага тучного борьба
степных ветров. Незримый фронт
земли и неба у большой воды,
в степи недальней ветра тонкий вой,
под пылью жирной абрикос седой
полнеет брюшком. Южные сады
ползут по склонам, подбираясь вплоть
к тому, что умудрился наколоть
на скалах неземной ваятель:
копну волос и профиль человека
чей милый дом, родной земли щепоть -
отдушина Серебряному веку.
II
Отдушина Серебряному веку,
сынов крестонесущих легион,
где каждый от рожденья обречён
всегда нуждаться в ласке и опеке.
Хрустальных судеб погребальный звон,
сопровождавший каждый жест и шаг,
их сила слова – хоть кинжал, но враг,
на собственную смерть заговорён.
Огромный мир, в котором каждый сам
даёт своим находкам имена,
мостит дорогу в лоно Авраама
и ошибается, как повелось от века,
отдав бразды правления ему,
принесшему Земле Сверхчеловека.
III
Принесшему Земле Сверхчеловека,
нет, просто мысль – отныне и вовек
над всем хозяин – это человек.
И экзистенциальная река,
подтачивая стены Храма,
бурлила ересью на площадях,
наполнив тучи, падая в дождях,
остатки веры вымывала в ямы.
«Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!», -
так двенадцать апостолов в небыль
вел Христос, толпою очернён,
и пенилось малиновое небо,
где умер Бог и мир ожесточён.
IV
Где умер Бог и мир ожесточён,
где вырывая с корнем старый мир,
перед поэтом ляжет гол и сир
тот мир, что наново был сотворён.
Я знаю, что ты есть, а знает он?
А знает он, что значит Мейерхольд?
А знает он, что в море пароход?
А знает он, что страшен почтальон?
Что музы плоть тончает с каждым днём
от страха быть загубленной живьём
и захлебнуться купленною ложью,
что красною стеной высокой
укрыто то, что вызывает дрожь –
громада волн и огненного рока.
V
Громада волн и огненного рока –
двадцатый век Равеля "Болеро",
Вертинского надломленный Пьеро,
поэтов ярких, чья судьба без срока,
в один протяжный скорбный караван,
бредущий по стране и за пределы,
превратились. Словно колос спелый
что до земли склоняет ураган,
сынов и дочерей достойных сонм,
отчаяньем и властью утомлён,
в уютные ладони падал Крыма.
Не каждому бывать там повезло,
не каждый миновал гонимый,
водоворот, затягивавший зло…
VI
Водоворот, затягивавший зло,
декретами крепчал и скрежетал.
Дейнека, разгромив империал
прославил ВХУТЕМАС. Его перо
чернило то, что прежде золотилось,
не исключая тех, чья голубая кровь
лилась за справедливость и любовь,
карала пролетарская немилость.
А вольных птиц сладкоголосых строй,
версту одолевая за верстой
вело, подобно верующих, в Афон,
пока их будущее не настигло.
Цветаева и Эфрон стремились в
чертоги Понта – божие крыло
VII
чертоги Понта - божие крыло
их обнимало, укрывало плечи
и страстные рифмованные речи
летели в небо купно, весело.
Волошин в светлой домотканной робе,
с венком цветов на буйной голове,
курчавый Вакх, господень соловей
своей рукою, пастырю подобен,
сбирал в гнезде своём, как птенчиков,
друзей. Звенел не колокол, бубенчик,
напевом сон-травы степей,
о юности, не тронутой пороком.
Так жило-было дело, в мире переменчивом,
не позволявшее уйти до срока
VIII
не позволявшее уйти до срока
модерна русского младенчеству.
Ласкало взморье век шагреневый,
пророча щедро сорок сороков.
Но ускорялся бег, неровный бег,
и болен каждый, каждый в чём-то Хлудов,
и в поэтическое веря чудо,
им «Алым парусом» стелился красный снег.
И Бунин говорил с собакой,
и на вокзале финском поезд звякал,
и возвышался грудой золотой
украденный среди грозы покой,
под свет неровный свечки Пастернака…
Нагая плоть у Бога под рукой.
IX
Нагая плоть у Бога под рукой,
открытая пристрастию Иуды,
здесь убаюкана и неподсудна
на тонком берегу морском.
Пускай расхристаны и босиком,
но со Христом в душе и со крестом,
в тумане говорящем и густом
отныне на века особняком –
«Бессоница. Гомер. Тугие паруса…» -
за сотню лет, увы, не написать
тех строк, что выходили под диктовку
Того, кто вознося одной рукой,
другой низводит властию Отцовской в
могильник славы и любви мирской.
X
Могильник славы и любви мирской,
любви такой, что проще кануть в Лету,
не предавая предков эполеты,
не зажигая семь свечей тайком,
не становясь объектом в окнах РОСТа,
не воя по власам, сложив главу,
при этом оставаясь на плаву,
не подгоняя строк под строки ГОСТа.
Вот он, поэт – не уж на сковородке,
не челн послушный между берегов,
не клоун, скачущий в тени трапеций…
Спасение, как в горле кость тверда –
беги стремглав, чтоб не смотреть в него –
псише у входа Страшного суда.
XI
Псише у входа Страшного суда,
где суд вершат адепты сатаны, где мы
«живём, не чуя под собой страны»,
где «дворянин» - со-словье «пропадать»…
«Тоска о Родине!», - рябиновая вязь,
«Давно разоблачённая морока!»
Там – гам базаров разнокрасочных не впрок –
вздыхаешь про распутицу, да грязь.
Там ни Париж, ни Прага не родней,
там «рыбий жир полночных фонарей» -
весь воздух, что поймать умели жабры,
там Северянина сомоэкстазы –
блаженный маньеризм, времён мрачней,
зрачок на мутном океане глаза.
XII
зрачок на мутном океане глаза,
чужой приют, среди чужих берёз –
деланный образ, симбиоз,
оскома, среднерусская проказа,
но так отчаянно знакомая. Пока
на почки клейкие не наступил ни разу –
так не пришла весна. О, горький разум,
о, пьянство русское, о, русская тоска…
От зарубежия до конвоира,
от проклятого до кумира,
стезя поэта века серебра –
меняй перчатки, ссылки, города –
не тот фасон, что моден в мире –
он тот, чем наша Родина горда.
XIII
Он тот, чем наша Родина горда –
не хочешь сам – на мысль твою вериги,
чтоб правильным был слога выгиб,
накинут. Рубиновым кипит звезда,
пришкваривая неба цвет сезонный,
раскидывая жаркие лучи,
расцвечивая Потудань красноречиво,
где сбережённый Богом, бережёный
герой, не зная толком грамоте,
обретши силу жизни в срамоте,
владеет силой освятить пространство.
Серпастый мир двудонных сказок,
прославивший фейербахианство –
он вашим именам обязан.
XIV
Он вашим именам обязан,
поэмам, высеченным серебром!
Двадцатый век, в волнении святом
не может быть без слёз рассказан…
На горизонте золотится нить
слияния воды и неба,
и нимбом солнце над челом эфеба,
и ветер волосы, играя, тормошит.
Крылом Икара неприметный склон –
божественного промысла осколок
под космосом лежит, одушевлён.
Когда Всевышний совершал поклон,
слезой скатилась перламутрово-тяжёлой
жемчужина, венчающая Понт…
май-июнь 2018 г. |
5 610
|
|
Может быть из-за усталости, но мне это чем-то напомнило именно Максимилиана Волошина. С одной стороны, есть необходимость вчитываться, местами прогрызаться, но прогрызаясь видишь цельную картину, что крайне радует))
|
|
Это очень упруго, насыщенно, зримо. Я мало понимаю в технике, но получила читательское удовольствие. Просто здорово!
|
|
Титаническое произведение.
Смутило только "оберегавшее уйти до срока". Тут какая-то смысловая ошибка. Хотя и понятно, что хотела сказать, но звучит ровно противоположно.
|
|
1
18.06.2018 09:06:56
|
О, спасибо! Поправлю. Оно,в принципе, еще в процессе обработки. Инверсии, как кирпичи, но, думаю, основная масса текста такой и останется. Привет!
|
|
|
2
09.07.2018 12:42:51
|
Жаль, в произведении ни намека о могиле Волошина, о завещании не ставить надгробия, и не сажать ни куста, ни дерева, чтоб ничто не мешало виду с горы. О том, что после того, как надгробную плиту вопреки завещанию поставили, каждый поднявшийся к могиле приносит туда камни, чтоб это надгробие засыпать, и тем завещание исполнить.
Но это, наверное, сюжет для другого стихотворения.
Сама-то камешков туда принесла?
|
|
|
3
10.07.2018 14:41:56
|
На ответ № 2 от ZX я тебе открою страшную тайну - я никогда не была в Коктебеле. Мне много рассказывала о нем мама, она вообще хорошо знает историю России и Крыма в том числе... Я мечтаю там побывать. Вот так...
|
|
|
4
12.07.2018 01:54:28
|
На ответ № 3 от Валерия Хаддадин
Стало быть, у тебя это впереди.
В Коктебеле я был, можно сказать, мельком. До могилы Волошина не добрался. Но Крым - это всегда сказка, независимо от места. Если, конечно, это места не людные, где буквально "человек на человеке".
В этом году опять еду.
|
|
|
5
12.07.2018 14:01:49
|
На ответ № 4 от ZX
уже ищу билеты до Крыма. В августе еду в Коктебель. Уже решено!!!
|
|
|
6
12.07.2018 14:40:28
|
На ответ № 5 от Валерия Хаддадин
Я тоже в августе. Но только в Керчь. Уж 25 лет в одно место почти каждый год.
Могу написать историю крымского местечка от СССР до России своими глазами.
В этом году напрямую по свежему мосту, без парома.
|
|
|
7
18.07.2018 11:05:31
|
На ответ № 6 от ZX
я думаю, что тоже поеду по новому мосту, до Феодосии из Анапы. Билет купила, жду не дождусь!
П.с. а о "крымском местечке" - почему бы тебе не написать очерк? ))
|
|
|
8
18.07.2018 22:56:53
|
На ответ № 7 от Валерия Хаддадин
Боюсь, начну очерк, а выйдет роман
Столько людей, столько судеб за это время... Не осилю.
|
|
|
9
19.07.2018 13:31:18
|
Даже если бесполезно говорить "зря ты так, осилишь". Всё равно скажу.
|
|
|
10
19.07.2018 14:25:07
|
Спасибо на добром слове
Твоими бы устами...
|
|
|
11
20.08.2018 09:11:20
|
На ответ № 10 от ZX
О Крыме можно писать бесконечно. Побывала в Коктебеле. И на гору к могиле поднялась. Влюбилась в этот посёлок безвозвратно...
|
|
|
12
20.08.2018 14:56:03
|
И я про то ж
Смотрю, ты и в абитуру с Крыма постишь.
А я в этом году чисто тюленем тут работаю. К компьютеру даже не тянет.
|
|
|
|
|
|