|
БЛОГ |
|
22.02.2012 15:36:31 |
У искусства два врага.
Ремесленник, не озаренный талантом
и талант, не владеющий ремеслом.
А. Барбюс.
Поэзия - та же добыча радия.
Грамм - добыча, год - труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
В. Маяковский
Я поэт. Зовусь я Светик.
От меня вам всем приветик.
Н. Носов.
Несколько последних литрумовских абитуриентов вызвали множество разных мыслей. В большинстве печальных. И еще несколько вещей, которые давно улеглись в дальние уголки мозга, и без нужды крайне редко всплывают на поверхность сознания. Они просто есть, и ты считаешь это истиной, не требующей доказательств. Однако жизнь подкидывает события, которые заставляют либо их пересматривать, либо понимать, что это истина только для тебя. Может быть еще для кого-то, но во всяком случае далеко не для всех. Ни капли не удивлюсь, если дальнейшее кто-то посчитает спорным.
Мое глубочайшее убеждение, что истинный автор всех изобретений и произведений - Бог. Совсем не в религиозном смысле. В философско-мировоззренческом. Нечто, что руководит и управляет всем сущим.
"Идеи носятся в воздухе". И существуют люди, способные их уловить. Обладающие каким-то встроенным детектором, вроде внутреннего уха или третьего глаза. Я думаю, таких много. Изначально, от рождения, наверное даже все. Просто когда какай-то орган не используется, он перестает работать. Потому осознающих сигналы этого детектора гораздо меньше. И уж совсем мало тех, кто идею способен воплотить в реальность. Грубо говоря, обладающих работающим детектором можно поделить на творцов (точнее, сотворцов) и потребителей. И вот потребители, сталкиваясь с готовым произведением творца, удивленно и радостно открывают глаза и думают: вот уж правда, я и сам это чувствую.
В принципе отсюда мое крайне негативное отношение к нынешней уж слишком активной суете вокруг авторского права. Это все не про искусство, а про деньги. Но это тема совсем другого разговора. Я не про это.
В большинстве случаев ощущать себя творцом крайне приятно. Состояние, граничащее с наркотическим. Многие эти состояния путают, оттого и травка, и алкоголь, и колеса, и грибы. Муза - дама капризная, и желание ее чем-то вызвать вполне понятно. Слово, стекающее с твоего пера, завораживает. Рифма и ритм завораживают вдвойне. Это заложено генетически, оттого поэтов больше, чем прозаиков.
Ты очень любишь свое творение. Тебе оно кажется совершенным. Но никогда не угадать, правильно ли сработал твой детектор. Не вмешались ли атмосферные помехи. Правильно ли воспримут то, что ты произвел, другие детекторы, тоже уловившие идею, которая носится в воздухе.
Мастерство Богом не дается. Это ремесло. Этому можно научиться. Но это скучные правила и навыки, дающиеся монотонным трудом и тренировками. Это бесконечные и утомительные поиски единственно правильного слова. Приятно думать, что ты выше правил. Но чтобы взлететь над правилами, их надо знать.
Самолюбие и амбиции - великий двигатель. Но, бывает, что и великий тормоз. Не надо бросаться что-то исправлять по каждому замечанию, но и себе врать не надо. У тебя есть детектор. |
1 1099
|
|
З., я как-то разговорилаь с одним из ЛИтовских мастеров С.С. Арутюновым о творчестве Айги, Сосноры, Бурича. О верлибрах, ритмической прозе. Как поэт он не приемлет эти направления в той мере, в которой они симпатичны мне. Сухим остатком беседы осталась словно своеобразная попытка сравнивать "зализанную" живопись средних веков (классическое стихосложение) и, скажем пуантилизм Сёра ( верлибры, ритмическая проза). Несравнимые вещи, но всё тот же поиск и созидание, те самые витающие в воздухе идеи, которые воплощаются в данном случае в слово. Соглашусь с тобой на все сто с позицией о труде/мастерстве/элементарном слухе и не соглашусь на сто о "тебе кажется оно совершенным". Как сказал поэт Гандлевский - "как долго вы готовы работать над каждым своим произведением", он ответил -"пока не отнимут". Конечно, есть произведения, которые любишь больше, какие-то меньше - ты, сам. И есть те же произведения, которые для окружающих имеют большую силу звучания, чем даже для самого себя. Быть "открытым" для прочтения и вероятность быть "побитым" за это - смелый шаг. Его могут делать и дураки, и трусы, и таланты - суд один.
А по поводу "детектора" - это вопрос даже не конечных целей, а вопрос элементарной внутренней культуры, грамотности, начитанности, реальной оценки своих возможностей, наличия или отсутствия таланта. Очень простая позиция - древними греками было всё сказано, Достоевского не превзойдёшь и т.п. Но это же не означает, что человеческая мысль и потребность в самовыражении умирают. Тут уже идёт внутренняя борьба собственных конечных целей, амбиций, и простого чувства "не могу не писать, потому что не могу".
Но если ты "не можешь не писать" и детектор у тебя не барахло - ты должен трудиться, да. Скажем так -"чистых" талантов, да ещё и обладающих мастерством очень и очень мало. И каждый не болван сам про себя знает приблизительное процентное соотношение того и другого.
Вот для этого и существует наша Абитура - отличный рычаг отсеять болванов от неболванов.
Хороший пост, спасибо)
|
Спасибо, Лера, за отзыв.
"Кажется совершенным" - я имел в виду не всегда, а тот самый наркотический момент творчества.
Это потом, когда (если) ты можешь взглянуть на свое творение со стороны, уже вступают другие механизмы. Включается детектор потребителя, содержащий и внутреннюю культуру, и начитанность, и прочее воспитание-образование-жизненный опыт.
"И каждый не болван сам про себя знает приблизительное процентное соотношение того и другого."
Я не знаю, что ты имела в виду под словом "болван", но позволь не согласиться. Как раз про себя мы знаем меньше всего. Я очень мало встречал людей, адекватно оценивающих это соотношение. У кого переоценка, а у кого и недооценка. Часто очень сильно превосходящая объективную реальность в ту или другую сторону.
Не оттого ли творческие люди редко когда не страдают комплексами?
|
Я так и знала, что ты про "болвана" спросишь ). В данном случае болван это тот, кто ныряет с мостика, не проверив - а достаточно ли глубоко, а врезавшись в дно начинает возмущаться.
А про комплексы - Северянина вспомнила: "... я так бессмысленно чудесен, что смысл склонился предо мной". И да, даже такие сентенции не убедят меня в том, что он не сомневался в себе. В моменты разного настроения одно и то же видишь по-разному и ключевое слово моей фразы скорее "приблизительный". Но болваном в какой-то степени должен быть каждый поэт, полное его в себе отсутствие ведет к потере лёгкости и делает автора расчетливым ремесленником. И, конечно, эти качели сомнения, или упорное отрицание этих сомнений накачивают комплексы. Поэтому некоторым надо прописывать очистительные клизмы, а другим капельницы с глюкозой. Я - за капельницы. Как там - "таланту надо помогать, а бездарность ... "
|
Все правильно.
Это мы уже полезли вглЫбь. А там такие неоднозначные дебри... "Когда б вы знали, из какого сора..." (с)
Я просто хотел написать, как приятно чувствовать себя авторучкой в руках Бога. И как часто это просто галлюцинация.
|
Угу )
|
|
|
|